Кизилташский мужской Стефано-Сурожский монастырь
расположенного в горах, в 15 километрах от Судака. Экскурсии в
Кизилташский монастырь - редкость. Маршрут слишком сложный и опасный.
Дорога в монастырь идет через военную часть, транспортом можно доехать
только до Красных скал, в урочище Кизилташ. Оставшиеся два километра до
монастыря добираться приходится пешком, по узкой тропе.
По
преданию, на месте монастыря, в VIII веке там находилась летняя
резиденция сурожского архиепископа, защитника иконопочитания свт.
Стефана Сурожского.
В XIII веке Крым становится провинцией Золотой Орды,
начинается разрушение православных святынь (многие церкви тогда были
просто переделаны в мечети) и т.д. После присоединения Крыма к России,
подавляющую часть местного населения составляли мусульмане.
Новая история возрождения монастыря началась в 50-х годах XIX века
(первые киновии). На склоне скалы, где находился монастырь, есть
пещера, называемая Священной (другое название –
Целебный источник). Пещера служила часовней, в конце ее была каменная
плита с высеченным ликом какого-то святого. В 20-х годах XIX века
татарский пастух, зайдя в пещеру чтобы укрыться от непогоды, обнаружил
плавающую в источнике икону Божией Матери.
Взяв образ,
татарин по дороге домой встретил грека-купца по фамилии Пластар,
который ехал в Феодосию. Рассказав о случившемся, пастух, передал ему
свою находку. Прибыв в Феодосию купец отдал икону протоиерею Иосифу. В
последствии икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса.
Нынешнее местонахождение святыни неизвестно. В 1851 г. около пещеры
поселились странники Андроник и Пантелеймон. С благословения св.
Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсоно-Таврического, они устроили здесь
монашескую обитель. В мае 1856 г., был назначен первый
настоятель-иеромонах о. Арсений, в следующем году он пишет "…кроме
ветхого домика, имеется еще 4 землянки, покрытые черепицею, где
помещалось по 11 человек братии" После прибытия игумена, молитвенный
дом был преобразован в церковь во имя святого исповедника Стефана
Сурожского. Обитель стала обустраиваться и расти.
При
постройке монастыря в середине 1850-х годов рядом с монастырской
усадьбой, монахи видели большой камень кубической формы с изображением
креста на одной из сторон, предполагалось, что это древний престол. А
на дне глубокого потока, омывающего киновию с запада, тогда же
обнаружили часть мраморной колонны с изображением лика одного из
апостолов.
В киновии было 2 храма; зимний во имя св.
исповедника Стефана Сурожского; летний во имя Успения Пресвятой
Богородицы; в храме над царскими вратами находилась икона Божией
Матери, найденная пастухом. Поблизости монастыря находились 2 пещеры:
одна, называемая Целебным источником; здесь помещались 2 иконы: свт.
Николая и св. Стефана; она была обращена в часовню, и в ней находится
целительный источник - серный; другая пещера была известна под именем
разбойнической, причудливого устройства. В нач. XX в. в монастыре
подвизались игумен, 21 монах и 31 послушник.
В годы войны в монастыре располагалась база партизанского отряда.
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь в 1995 г., посетил это
святое место и был поражен природной красотой и израненной внешностью
монастыря. Владыка обратился с письмом к командующему ВМС Украины
вице-адмиралу В. Бескаровайному о передаче церковных построек Крымской
епархии. В этом же году в Кизилташ был направлен в качестве
офицера-священника Николай Демьянюк. Кроме послушания военного
священника, ему было поручено решить вопрос землеотвода участка для
монастыря. Через 3 года Кизилташский монастырь один из первых в Крыму
оформляет выделенный участок земли для возрождения обители.
В
мае 2000 г., по согласованию с командованием воинской части, братия
монастыря поселилась и начала строительство первых братских корпусов. В
настоящее время число братии монастыря 3 человека (вместе с о.
Никоном).
В Кизилташской обители имеются многие частицы
Святых мощей. Во время их перевозки, перед въездом в Крым замироточили
мощи свт. Иннокентия Херсонского и Таврического, прп. Гавриила
Афонского и Георгия Победоносца.